На главную страницу
Оглавление

Глава 7. Борьба со злом в мистерии IX дома.  

 

Много раз уже указывалось, что Черная Луна Бердяева находится в Весах. В соответствии с этим ее положением самым большим человеческим грехом он считал осуждение других. Сам же он наотрез отказался от следования ему. Его любимой заповедью была «Не судите, да не судимы будете». Одно из его высказываний заключается в том, что если он за что-то и попадет в рай, то только за то, что не был склонен к осуждению других. Выходит, что святость он видел не столько в следовании добру (иначе он ожидал бы награды в соответствии с энергетикой Селены в XI доме в Стрельце, – за свое отстаивание идеи будущей религии Святого Духа), сколько в несовершении зла, в борьбе с ним. Это в какой-то степени зороастрийская позиция, ибо зороастрийцы свое главное предназначение в жизни видели в борьбе со злом. Это же созвучно и словам, которые написал в своем письме тогда еще 19-летней Лидии Юдифовне Трушевой, будущей жене Бердяева, Л.Н. Толстой. Она считала его всероссийским учителем праведности, потому и обратилась к нему в письме за советом. – «Не советую вообще искать средств делать добро. – Прежде всего надо искать средств перестать делать зло, которым полна наша жизнь. И нет лучшего средства делать самое плодотворное добро, как перестать делать зло. А то искание возможности делать большое добро, воображение о том, что мы готовимся к нему или делаем его, лишает нас ясности взгляда на зло нашей жизни… Человек доброе существо, и если только не делает дурное, он делает хорошее» (68: стр. 6-7). Если бы это письмо дали прочитать всем революционерам и они последовали бы этому совету, в мире не произошло бы больше ни одной революции. Все революции свершались бы только в глубинах духа.

В Весах находится IX дом Бердяева, связанный с философией, религией, а также поездками за границу. Этот дом и был окрашен энергетикой Черной Луны. Проявлялось это в его постоянной борьбе с религиозной ортодоксией, с «социализацией» «узаконенного» христианства. Грехом «социализации» философ называл приспособление ритуально- религиозного уклада к бытовым удобствам человека, особенно к удобствам власть имущих. Сюда же относится и «благое» пожелание со стороны «праведников» адских мук и вечного наказания для грешников, в чем Бердяев видел языческие государственные корни. Больше всего в христианстве его возмущал аспект осуждения на вечные муки, без шанса спастись. Он не верил в жестокость такого мироустройства; верил в бесконечное милосердие как Бога, так и людей, помогающих грешникам спасать свои души. Философ писал, что такое мстительное отношение якобы праведников ко всем остальным свидетельствует об их непросветленности. Считающие себя праведниками культивируют в себе садические инстинкты и прикрывают их искаженной религиозной оболочкой. «Человечество вступило в возраст, когда в религии элемент устрашающий и грозящий жестокими карами оказывается лишь на руку воинствующему безбожию. Если идея ада раньше удерживала в церкви, то сейчас она лишь отталкивает от церкви, как идея садическая, и мешает вернуться в нее. Судебная религия больше не годна для человека. Судебность целиком переходит к царству кесаря, и кесарь отлично умеет устрашать ею людей», – писал философ (16: стр. 313). Он даже видел одним из виновников коммунистической революции в России догматизированное христианство, называя его «буржуазным», имея в виду его отличную приспособляемость к жизни в этом мире, комфортное устройство в нем и избегание духовных поисков и духовной борьбы. По словам мыслителя, грех социализированного христианства – в лишении людей свободы мысли. Освобождая свою мысль, люди вовсе уходили в атеизм, впадая в другую крайность, лишаясь точки опоры в Боге. Все революции – от извращенного ума, от отказа от истинной свободы.

В соответствии с положением Белой Луны в Стрельце Бердяев чувствовал подлинный дух религии. Изначальные энергии религии в нем были чистыми и неоскверненными. Возможно, по 13муо Стрельца он предвидел уже реальность шестого Дня Творения, когда придет следующий Спаситель и по-новому раскроется истина о Человеке.

Однако в IX дом гороскопа попала Лилит. Дома вообще связаны с социальным пластом нашей жизни, с внешне-событийным проявлением энергетики знаков. Бердяев обладал истинным видением религиозных основ по знаку Стрельца, а воплощались они в программе его гороскопа с искажением Черной Луной знака Весов. Поэтому он посвятил свою жизнь борьбе за чистоту религии, борьбе с извращенным воплощением заветов христианства в мире. Одна из его статей даже носит название «О достоинстве христианства и недостоинстве христиан», что как раз является иллюстрацией к положению Селены в Стрельце и Лилит в соответствующем ему IX доме.

Больше всего в борьбе с Лилит философ опирался на помощь Венеры – альмутена V дома, находящегося в IIIм, – связанной с творчеством в области мысли, писательским трудом. Оппозицию между ними характеризует его выказывание о том, что он всегда представлял себе религиозную жизнь не как судебный процесс, а как творчество, воскрешающее и преображающее мир.

Как уже говорилось в Iй части моей книги, Селена и Лилит – кармические планеты, определяющие наши прежние духовные наработки. Как правило, в своей новой жизни человек повторяет линию своей прошлой судьбы, сталкиваясь со знакомыми ему по предыдущему воплощению ситуациями. Смысл такого положения дел состоит в необходимости изменения человеком своего отношения к этим ситуациям, обретения им мудрости и вырабатывания правильной реакции на эти жизненные явления. Опираясь на религиозно-философские взгляды Н. Бердяева, я могу сделать следующее предположение. В предыдущей жизни философу довелось очень серьезно пострадать от религиозных христианских фанатиков, которым не могло прийтись по душе то, что он «слишком много знал». По-видимому, он был подвергнут жестокой казни за свои «языческие» знания. По Белой Луне в Стрельце в XI доме он мог быть пророком, духовным учителем, «смущавшим» законсервированные умы лжехристианских ортодоксов. Возможно, он был целителем, «не санкционированным» Церковью, а потому получившим социальное клеймо колдуна или ведьмы. В пользу этого говорит положение альмутена VI дома мыслителя, – ретроградного Меркурия, – в сердце Солнца, а также высказывание философа о том, что «жизнь есть болезнь». Само отношение Бердяева к материальному миру дает основание говорить о том, что в результате испытанных им в прошлой жизни страданий произошла некая перекодировка его прежней благой материальной природы на дисгармоничную и глубоко страдающую, – а значит, насквозь греховную природу. Возможно, в его подсознательной памяти отложился страх перед материальным миром, в котором ему довелось испытать такие страдания. И поэтому с самого своего рождения он стремился уйти от него, переключаясь на жизнь духа, в котором нет этих страданий. Отвержение материального есть искажение подлинного христианского учения, а для Бердяева это могло стать следствием стремления защитить себя от прежней боли, которая отложилась в памяти его души. Именно это искаженное, всецело «духовное» и умерщвляющее плоть христианство и завладело душой мыслителя, сделало его в каком-то смысле одержимым идеей почти буддийского развоплощения. Однако духовным предназначением философа было очищение христианства ото лжи, восстановление его благого учения, а следовательно, он вынужден был умом постигать ценность материальной природы (на что он и указал в «Смысле творчества»). И одному Богу было известно, каких усилий над собой ему это стоило, поскольку условная материальная составляющая его души несла в себе закодированное страдание живой человеческой плоти. По этой же причине внутренне принять женское, материальное начало ему так и не удалось: он так и остался «оторванным от жизни» и «неприспособленным» к обитанию в «мире сем».

Вероятно, памятуя об испытанном им в прошлом страдании и преисполнившись «личной неприязни», в течение всей своей жизни мыслитель неоднократно подвергал критике положения и догмы «социализированного христианства», а также действия его апологетов. Этим он вызывал на себя гнев высшего церковного руководства и отдельных отцов церкви, которые считали его еретиком. В частности, в 1913 г. против него был возбужден судебный процесс, который грозил вечной ссылкой в Сибирь, но здесь его спас тот же Уран в VII доме – революция 1917 г. Процесс был организован Священным Синодом, и причиной его была статья Бердяева «Гасители духа», которую он написал, находясь в состоянии возмущения по поводу жестокой расправы Синода (посредством войск) над имяславцами на Афоне. Хотя философ и не разделял взглядов имяславцев о том, что в имени Бога заключен сам Бог, но он не мог одобрить полицейских методов борьбы с ними: все вопросы должны решаться без насилия и навязывания другим своих взглядов.

Во время написания этой статьи (сентябрь 1913 г.) происходило два затмения – 15 и 30 сентября, причем лунное затмение было на куспидах III-IX домов гороскопа мыслителя, а солнечное затмение – на его Лилит. Эти затмения спровоцировали такую реакцию в ответ на действия Синода. Сатурн находился в 18мо Близнецов, – посредине между 1мо Водолея и 6мо Скорпиона, в инверсиях золотого сечения к ним, то есть как бы в энергиях кометы Шумейкера-Леви. Уран приближался к соединению с Сатурном в радиксе и долгое время, пока тянулся судебный процесс, петлял вокруг него. Стоит напомнить, что Сатурн Бердяева находится в градусе 20го аркана Таро «Суд».

Всего же в жизни философа было три судебных процесса и две ссылки (и еще одна «сорвалась» из-за революции). Это только подтверждает предположение о том, что в прошлой жизни он мог стать жертвой инквизиции и не справился с этой душевной травмой, а потому в новой жизни снова подвергался уже знакомым ему духовным и идеологическим репрессиям, – за свой «длинный язык». Первый процесс и ссылка были вызваны участием Бердяева в революционном социал-демократическом движении. За идеологические расхождения с политикой государства его исключили из университета, что является «событием по IX дому». Второй процесс напрямую был инициирован религиозной организацией, а стало быть, тоже был «событием по IX дому». Третий процесс происходил уже в советское время. По причинам – снова – идеологического характера, но теперь уже новое революционное правительство выслало философа из страны. Юпитер в радиксе Бердяева является альмутеном XII дома и находится в IXм, что и дает опасность ссылки за границу или же ссылки по причинам идеологического несоответствия образа мыслей человека линии, избранной государством. Поэтому симптоматично, что в случаях обеих ссылок Юпитер был в соединении с mc. И в обеих ссылках Бердяев не чувствовал себя подавленным и униженным. Он был уверен в правильности избранного пути и извлекал максимум пользы из этих событий. В первом случае он обрел популярность, читал лекции и доклады на философские темы. Во втором случае его отъезд за границу способствовал распространению его известности во всем мире.

В первом случае на момент ссылки прогрессивный Юпитер прошел по mc. Во втором (отъезд из страны состоялся 28 сентября 1922 г.) – уже транзитный Юпитер был там же. За цикл до этого (октябрь 1910 г.) Бердяев завершал свою первую большую книгу «Философия свободы». Еще за один цикл до этого (октябрь 1898 г.) как раз шел судебный процесс, через полтора года приведший к ссылке.

Эпигоны Арктура на бытовом уровне – Юпитер, Сатурн и Марс. Они управляют XII, I и IV домом соответственно и связаны аспектами друг с другом. Поэтому мистерия Арктура в данном гороскопе реализуется посредством возможности перемены места жительства в результате ссылки в связи с личностной позицией человека. Одним из свойств звезды Арктур, согласно законам астрологии древних друидов, является покровительство путешествиям, особенно морским (Хелена Патерсон «Кельтская астрология»). Этот вариант как раз и реализовался в судьбе Николая Александровича.

Обе ссылки (как и судебный процесс, начавшийся по инициативе Синода) связаны с Ураном. Первая была результатом участия Бердяева в революционном марксистском кружке. Он поддерживал марксизм, когда его не признавала власть. Затем, после духовного переворота, он полностью перешел к идеализму и занялся религиозно-философскими поисками. Это уже не устроило новую власть, основанную на идеологии марксизма. В обоих случаях он оказывался в оппозиции к идеологической линии государства, и оба случая служили как бы фоном для проявления «протестной» сущности мыслителя, обнаруживающей «своевольность» характера его любимой свободы.

С момента первого ареста до момента первой ссылки (1898-1900 г.г.) все планеты большого креста радикса философа, – начиная от Сатурна и заканчивая Северным Узлом, – прошли в транзитах через Белую Луну в градусе гахамбара «Огонь жрецов», туда же после соединения с Черной Луной в 1898 г. подошел и Юпитер. В итоге сознание Бердяева очистилось, и с этого момента он перестал поддерживать материалистическую марксистскую систему. У него произошел «поворот к идеализму», вследствие чего он порвал со своими бывшими соратниками. Прогрессивный Юпитер в 23мо Весов заставил его сделать свой выбор. Следует полагать, что и увлечение марксистскими идеями, и ссылка в Вологду были для Бердяева мистерией вхождения в тело осла из «Метаморфоз» Апулея, в результате чего он очистился с помощью Венеры, – 6го гахамбара в 13мо Стрельца, «нового мира красоты». Высылка за границу была на той же серии сароса – 15 N, – что и брак Бердяева. Причем на этот раз затмение было уже на его Юпитере, – альмутене XII дома.

В период ареста и ссылки Хирон (цикл его обращения – около 50 лет, и если он совершает петлю, он может «задерживаться» на одном месте до двух лет) вернулся к своему изначальному положению в гороскопе Бердяева: вышло так, что «по Хирону» важнейшими событиями для него являются, кроме самого рождения, ссылка за границу в 1922 г. и начало цикла кометы в 1972 г. (следующее обращение Хирона).

Хирон можно трактовать и как часть разрушенного Фаэтона, который должен быть восстановлен; и как управителя Весов, – символа Фрашегирда; и как управителя Корабля, в котором у философа находится точка, противоположная точке выбора и связанная с ic. Здесь обращает на себя внимание то, что в изгнание Бердяев отправился из Петербурга морским путем, на так называемом «философском пароходе», на борту которого находилась партия философов и писателей, которых власть признала, по словам философа, «безнадежными в смысле обращения их в коммунистическую веру». Мистерия Корабля в жизни Бердяева проигралась буквально. Хирон в его гороскопе является альмутеном Х дома и формирует цель жизни и основные жизненные достижения и вершины. К его обращению философ выполнил свою первую целевую программу и вышел на новый круг. Ссылка за границу для него была не только переменой места жительства, – событием бытового плана. Это был еще и его первый жизненный итог. С этого момента у него начала образовываться новая вершина, к которой он шел (ее достижением впоследствии оказалось само включение кометы). Юпитер как управитель Древа символического mc точки выбора, проходя по mc, подтвердил тем самым завершение старого периода и начало формирования новой цели. Напомню, что на следующем витке Хирона в 1972 г. Юпитер был в соединении с Белой Луной в центральной зоне знака Древо.

Интересны прохождения Юпитера по Лилит, а затем – по mc гороскопа философа. На время ареста в марте 1898 г. Юпитер соединился с Лилит, а в октябре (судебный процесс) он соединился с mc. На следующем витке в мае 1910 г. он снова соединился с Лилит, но уже вместе с Приапом, что дало возможность «сжечь» зло с помощью Стража Прошлого. При этом Уран был в 25мо Козерога, за цикл до его положения в гороскопе кометы. Тогда же были затмения серии сароса 2 N, одно из которых (затмение Солнца) было в 18мо Тельца, на золотом сечении его Лилит с транзитным Юпитером на ней. Известно, что в этот период мыслитель писал «Философию свободы», а также участвовал в журнале «Путь», преследовавшем идеи объединения Востока и Запада.

В октябре 1910 г. Юпитер дошел до mc, вместе с Ураном и Нептуном включив тау-квадратом три угловые точки радикса. Уже в конце 1910 г. и до августа 1911 г. (завершение и опубликование «Философии свободы») Юпитер делал петлю вокруг кометного своего положения в 6мо Скорпиона. Эта книга Бердяева вызвала на себя целую лавину отрицательных рецензий. В частности, кн. Е. Трубецкой окрестил ее «Свободой от философии». Само название книги объединяет в себе энергии Юпитера и Урана и открывает новый («дилетантский») тип философствования, вероятно, характерный для эры Водолея.

Если проследить серии сароса затмений 1910 г. 2 N и 2 S, в период которых происходили указанные события, эти серии через несколько циклов попадают на 2000-2001 г.г. 2 N реализовалась в затмениях 1 и 16 июля 2000 г. Поскольку затмение 2 N, в саросе которого новолуние находится в соединении с Юпитером, а транзитный Юпитер с Приапом был в соединении с Лилит Бердяева, через цикл Урана связано с кометой Шумейкера-Леви, возможны какие-то первые результаты работы кометы именно в 2000 г., тем более что одно из этих затмений состоялось как раз 16 июля.

Серия сароса 2 S (ноябрь 1910 г.) попадает на затмения 25 декабря 2000 г. и 9 января 2001 г. Этот период между затмениями двух саросов связан с подготовкой к выборам и выборами в США. Сами выборы происходили на магическом переходе от энергий Венеры к энергиям Юпитера. Известно, к чему привели выборы в США в свете происходивших в 1910 г. событий: к столкновению Запада с мусульманским Востоком. И не случайно последним затмением перед выборами было затмение 16 июля, – в день мусульманского праздника.

Наконец, возвращаясь к периоду 1922 г., снова можно отметить положение Юпитера в 6мо Весов в октябре 1921 г. Именно тогда, осенью 1921 г., советская власть начала свои притеснения интеллектуалов. Проводились «чистки» университетов, увольняли «неблагонадежных» профессоров, прежде всего гуманитариев. Весной 1922 г. в кабинетах ГПУ по указанию Ленина началась подготовка к высылке за границу большой группы интеллигентов. В числе первых в списках был Бердяев. С ноября 1921 г., затем в феврале-марте 1922 г. и в августе 1922 г. вокруг его Лилит петлял уже Сатурн – планета власти.

30 августа 1922 г. Л. Троцкий дал разъяснение американской журналистке Л. Брайант: «Те элементы, которые мы высылаем и будем высылать, сами по себе политически ничтожны. Но они потенциальное оружие в руках наших возможных врагов… Вот почему мы предпочли сейчас в спокойный период выслать их заблаговременно» (49: стр. 66-67). Им даже дали возможность самим выбрать место, куда они хотят ехать. Семья Бердяева (сам Николай Александрович с женой, ее сестра и мать) решила ехать в Германию.

Итак, Сатурн в августе 1922 г. (время ареста) был там же, где и Юпитер первого ареста в 1898 г., – на Лилит. Сам же Сатурн в 1898 г. соединялся с Селеной, и за время от первого до второго ареста плавно и не торопясь дошел до Лилит. Таким образом, второй арест был результатом принятия философом решения еще в 1898 г. идти по светлому пути, и теперь темные силы от него избавлялись. В качестве «контрольного» подтверждения в момент высылки за границу наблюдалась взаимная рецепция между Солнцем и Лилит: транзитная Лилит проходила по Солнцу Бердяева, в то время как транзитное Солнце в день отплытия соединилось с Лилит (как и впоследствии, в 1945 г., когда умерла жена Николая Александровича).

Партию московской интеллигенции отправили за границу 28 сентября, партию петроградской – 6 ноября. В этот период Черная Луна переходила из Рыб в Овен, начиная свой новый круг. Избавившись от «ума, чести и совести», советская власть получила полную свободу действий для утверждения своих идеологических принципов, которым уже никто не мог противостоять. Черная Луна заложила новый кровавый виток в истории России. Нечто подобное уже происходило в начале 1905 г. («кровавое воскресенье») и конце 1913 г. В обоих случаях наблюдался огромный подъем революционного движения. По сути дела, осень 1922 г. подвела итог двум предыдущим взрывам активности «трудящихся масс». На этот раз события разворачивались бескровно, но по их завершении в стране началась настоящая вакханалия кровавых репрессий. Высылка из страны интеллигенции была последним «гуманным» актом советской власти, сохранившим огромный интеллектуальный потенциал России. Этот потенциал максимально раскрылся на Западе, что является несомненным успехом русской мысли, оплодотворившей и в какой-то мере давшей новое направление развитию мысли мировой. В дальнейшем же с неугодными советская власть так уже не церемонилась.

В сентябре 1922 г. Уран находился в 11мо Рыб, в абсолютной гармонии с Юпитером: Юпитер был на золотом сечении Урана.

В прогрессиях гороскопа Бердяева на сентябрь 1922 г. альмутен IX дома Прозерпина был в оппозиции к альмутену IV дома Марсу; Юпитер – в триундециле к Урану – это дало внезапную ссылку «стирающим» аспектом; Марс был в сентагоне к Юпитеру.      

Жребий насильственной эмиграции философа находится в 3мо Скорпиона, в Х доме: решение об эмиграции так или иначе должно было исходить от властных структур. Градархом этого жребия является Сатурн. Именно он на момент ареста находился в соединении с Лилит Бердяева, а затем это его положение повторило Солнце в день отплытия за границу.

Градусом, в котором находится средняя точка IV дома, связанного с родиной и местом жительства, в системе домов Джамаспа управляет Венера. Этот градус дает эмиграцию, потерю состояния. Поэтому в середине жизни Бердяеву пришлось эмигрировать. Все свои вещи ему пришлось срочно распродавать, немало при этом потеряв в финансовом отношении. Венера, в свою очередь, соединилась с куспидом V дома: ссылка за границу была в какой-то степени началом бурной творческой жизни философа. Действительно, именно в изгнании он написал большую часть своих произведений, ставших классикой мировой философии. В эмиграции уже никто не ограничивал его свободы писать и издавать свои книги. Поскольку V дом – это VIII для Xго, его актуализация Венерой означала крушение цели, смену жизненных ориентиров, что дублируется обращением Хирона и прохождением Юпитера по mc, а также смену формы власти: философ попал в государство с иной политической системой. Собственно, несовпадение взглядов Бердяева с идеологией власти и привело к его высылке.

Вот как описывает сам философ эти события: «Я был выслан из своей родины не по политическим, а по идеологическим причинам. Когда мне сказали, что меня высылают, у меня сделалась тоска. Я не хотел эмигрировать, и у меня было отталкивание от эмиграции, с которой я не хотел слиться. Но вместе с тем было чувство, что я попаду в более свободный мир и смогу дышать более свободным воздухом… Мне предстоял еще длинный и интересный путь на Западе и очень творческая для меня эпоха. В моей высылке я почувствовал что-то провиденциальное и значительное. То было свершение моей судьбы» (16: стр. 241, 242). Находясь в советской России, он не смог бы написать и, тем более, напечатать все то, что он написал за границей. А если бы даже, упаси Господи, напечатал, его бы выслали чуть позже в места уже «не столь отдаленные», как это произошло, например, с П. Флоренским, и свой творческий потенциал реализовать он бы не смог. С этой точки зрения понятен смысл включения Венерой своего дома: именно с переездом за границу начался самый творческий период его жизни. До этого он написал только три серьезные книги, если считать еще «Философию неравенства», созданную Бердяевым по свежим следам октябрьской революции. Она содержала в себе отрицательную реакцию философа на происходящие события. Его следовало бы выслать еще тогда, в 1918 г., но руки новой власти до него еще «не доходили»: на повестке дня стояла борьба с реальными врагами. Власть терпела этот «буржуазный элемент» еще почти 5 лет, пока, наконец, не вышла книга-сборник религиозных мыслителей «Отто Шпенглер и Закат Европы», в которой авторы обсуждали книгу Шпенглера и высказывали свое видение будущего Европы. Прочитав эту книгу, В.И. Ленин вдруг вспомнил о несделанном: «До каких пор мы еще будем терпеть эти недобитые элементы» и т.д. Книга стала последней каплей, переполнившей чашу терпения коммунистических властей. Они и так терпели на удивление долго.

В определенном смысле Бердяев был даже воодушевлен вестью о своей высылке. Как писала Е.К. Герцык, «мне передалась от него полнота чувства жизни, и не было места грусти от близящейся разлуки»; «само трагическое обострение его судьбы как будто развеяло давивший его гнет. Враг? Пусть враг. Лишь бы не призрачность существования» (33: стр. 168).

Перед самым отъездом Бердяев посетил своего духовника отца А. Мечева, с которым познакомился во время своей поездки в Зосимову пустынь. Он – один из немногих старцев, кто произвел на философа благоприятное впечатление. Отец А. Мечев благословил его перед дальней дорогой, подарил ему икону и сказал, что он должен ехать, так как Европа ждет его слова.

Сначала высланные прибыли в Штеттин. Их встречали представители разных организаций. Затем поездом они доехали до Берлина, где их тоже встречали очень радушно, прелагали всевозможную помощь. У вагонов произносили речи. Встречали их как победителей. Не было только представителей русской эмиграции.

 

Для Бердяева, жившего в системе духовных домов, характерно переживание истории мира как своей истории. Все события в мире он ощущал как происходящие с ним: «На мистической глубине все происшедшее с миром произошло со мной. И настоящее осмысливание и заключается в том, чтобы понять все происшедшее с миром как происшедшее со мной» (16: стр. 8). Отсюда его восприятие революции: «Я пережил русскую революцию как момент моей собственной судьбы, а не как что-то извне мне навязанное. Эта революция произошла со мной, хотя бы я относился к ней очень критически и негодовал против ее злых проявлений… Ответственны за революцию все, и более всего ответственны реакционные силы старого режима. Я давно считал революцию в России неизбежной. Революция есть тяжелая болезнь, мучительная операция больного, и она свидетельствует о недостатке положительных творческих сил, о неисполненном долге. Я сочувствовал «падению священного русского царства» (название моей статьи в начале революции), я видел в этом падении неотвратимый процесс развоплощения изолгавшейся символики исторической плоти… и должна была явиться новая плоть. Но это еще ничего не говорит о качестве этой новой плоти… Несчастье (революции) было не в том, что она была преждевременной, а в том, что она была запоздалой. Характер русской революции определился тем, что она была порождением войны… Самодержавная монархия не столько была свергнута, сколько разложилась и сама пала» (16: стр. 226, 227).

 

Возвращаясь к жизни Бердяева до эмиграции, следует сказать, что он все пять лет после революции до ссылки вел духовную борьбу с коммунизмом. Но он не был реставратором, понимая, что старый мир окончился, и возврат к нему невозможен. Поэтому настроение русской эмиграции его отталкивало. Он враждебно относился и к интервенции, к вмешательству иностранцев в русскую судьбу. Он был убежден, что вина за ужасы революции лежит, прежде всего, на людях старого режима, и поэтому не им быть судьями революции. Ответственность за духоборческий характер революции он возлагал и на русский ренессанс начала ХХ века, слишком асоциальный и аристократически замкнутый. И более всего ответственность лежит, по его мнению, на историческом христианстве, на христианах, не исполнивших своего долга: «Я понял коммунизм как напоминание о неисполненном христианском долге. Именно христиане должны были осуществить правду коммунизма, и тогда не восторжествовала бы ложь коммунизма» (16: стр. 231).

В послереволюционные годы Бердяев занялся вопросами философии истории. Он пришел к выводу, что фашизм на Западе возник благодаря русскому коммунизму. Вся западная история между двумя войнами была проникнута страхом коммунизма.

Пять лет, проведенных в советской России до ссылки, давали философу чувство наибольшей остроты и напряженности жизни. Он был как никогда активен. Например, 28 января 1918 г. он участвовал в церковном шествии приходов с патриархом во главе, направленном против притеснений Церкви со стороны коммунистической власти. В этот период транзитный Нептун делал петлю вокруг Урана мыслителя, что подтверждает то, что революцию он воспринял как явление своей собственной судьбы (включилась крестовая ситуация его гороскопа), а также увидел иллюзорность возлагаемых на нее гуманистических надежд (Нептун в падении во Льве).

В этот период он написал четыре книги, в том числе «Смысл истории». Однако напечатать ничего философ не мог. Принимал активное участие в правлении Всероссийского союза писателей и больше года замещал председателя союза, который по тактическим соображениям не избирался. Больших трудов стоило Бердяеву заставлять себя ездить к Каменеву, чтобы хлопотать о членах союза писателей, которых или посадили в тюрьму, или выселили из квартиры. Однако многим из них в результате этого все же удалось помочь.

В 1919 г. мыслителем была создана Вольная Академия Духовной Культуры. Он был ее председателем, и с его отъездом она закрылась. Она была единственным местом в то время, где «мысль протекала свободно» и поднимались вопросы духовной культуры. В то время на ее заседания заходили даже красноармейцы. Весь 1919 г. Уран делал петлю на границе знаков Водолея и Рыб, как и в 2003 г., в начале эры Водолея. Это было предварением самого наступления эры Водолея. В новую эпоху все вопросы, которые поднимались на заседаниях этой академии, будут решаться на новом уровне, в стране, свободной от тоталитарного коммунизма.

В 1920 г. Бердяева арестовали по делу «Тактического центра». Его допрашивал сам Ф.Э. Дзержинский, в присутствии Менжинского. Философ прочитал им целую лекцию продолжительностью в один академический час, избрав тактику «лучшая защита – это нападение». Он начал говорить раньше, чем ему стали задавать вопросы. Бердяев детально сразу изложил, по каким религиозным, философским и моральным основаниям он является противником коммунизма. Своей прямотой он понравился Дзержинскому. Но вызывали его не по этому делу. Дзержинский задал ему несколько интересующих его (Дзержинского) организацию вопросов, но Бердяев не стал оговаривать своих знакомых, и его отпустили с Богом. Его даже отвезли на мотоцикле домой (свободной машины в это время у них не оказалось), так как было уже очень поздно, а «у нас процветает бандитизм», как сказал обеспокоенный его безопасностью Дзержинский. Бердяева из уважения решили не трогать. Сам же последовавший затем судебный процесс «Тактического центра», на заседаниях которого присутствовал философ, он назвал театральной инсценировкой.

Тогда же, в 1920 г., он был избран советом факультета профессором Московского университета и в течение года читал лекции, которые затем легли в основу книг «Смысл истории» и «Миросозерцание Достоевского». Когда за несколько лет до этого один предсказатель из общества Белых братьев сказал ему, что он будет избран профессором университета, Бердяев не поверил: у него не было высшего академического образования. Но переходное время творит чудеса, и это случилось. На своих лекциях Бердяев свободно критиковал марксизм, тогда это еще было возможно.

В транзитах на 1920 г. сигнификатор IX дома Плутон был в 9мо Рака, на идеальной точке золотого сечения-2 от альмутена IX дома Прозерпины. В октябре-декабре 1920 г. сложилась также полуфаза кармических узлов в радиксе мыслителя: они стали сами к себе в оппозицию, обозначив кармическую проверку Бердяева на соответствие своему жизненному предназначению.

Это оказался единственный год в жизни философа, когда у него было рабочее место, он ходил на службу и получал зарплату.

Назад

Вперед